Эффективность действующей системы организации нотариальной деятельности в РФ, эволюцию законодательства в сфере нотариата и возможные пути его дальнейшего совершенствования обсудили 4 апреля в Совете Федерации. В рамках круглого стола «Особенности правового регулирования нотариальной деятельности: практические вопросы» выступали представители Министерства юстиции РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Общественной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Федеральной нотариальной палаты, ведущих научных институтов и адвокатуры.
Открывая заседание, модератор круглого стола член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Николай Владимиров отметил, в частности, заметное снижение новых ставок нотариального тарифа по социально значимым нотариальным действиям в субъектах РФ: «В большинстве регионов тарифы снизились с ранее установленного предельного размера платы за услуги правового и технического характера. Где-то это даже составляет чуть более 50%. На 5%, на 10% — по различным регионам. Потому что мы делали акцент на специфику регионов по платежеспособности населения».
«Нотариат является публично-правовым, правозащитным и правоприменительным институтом, который, что важно, действует от имени государства», — подчеркнул в своем выступлении замдиректора департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России Антон Бенов. Представитель Минюста в своем докладе отметил ряд концептуальных предложений ведомства по направлениям совершенствования законодательства о нотариальной деятельности.
Главный закон, регулирующий нотариальную деятельность, — Основы законодательства РФ о нотариате, с момента своего принятия в 1993 году заслужил статус не только взвешенного и сбалансированного документа, но и прогрессивного — многие его положения во многом предвосхитили свое время и заложили принципы, актуальность которых раскрывается сегодня. За прошедшие годы законодатель неоднократно дополнял Основы и нормативно-правовую базу в сфере нотариата в целом новыми нормами, отвечающими требованиям общества и времени. Так, была закреплена полная имущественная ответственность нотариуса, подкрепленная многоуровневой системой обязательной страховой защиты; повысились требования к отбору и профессиональной подготовке нотариусов, их регулярному повышению квалификации; закреплены повышенная доказательственная и исполнительная силы нотариального акта и много других, принципиально значимых новелл, включая ряд новых нотариальных действий.
При этом одним из ключевых принципов, на котором институт нотариата России функционирует последние 30 лет, является его небюджетная основа. Все 8 200 нотариусов РФ, объединенные в 88 нотариальных палат субъектов РФ, сегодня работают на самофинансировании, то есть без получения средств из федерального или муниципальных бюджетов. «Это стройная система, которая обеспечивает стабильность гражданского оборота и отвечает основной цели нотариальной деятельности — предотвращению споров и внесению ясности в гражданские правоотношения между гражданами и юрлицами», — отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
При этом организационные основы нотариата, его высокие социальная ответственность и экспертный потенциал позволили ему по своей инициативе разработать и создать за свой счет множество принципиально значимых инициатив как по обеспечению доступности нотариальной помощи на всей территории России, оказанию льготной юридической помощи, реализации социальных программ и др., так и по созданию уникальной масштабной электронной инфраструктуры. Это, в свою очередь, позволило развивать и внедрять передовые технологии как в нотариальную деятельность, так и в правовую сферу в целом, создавать принципиально новые правовые и технические инструменты, чтобы гарантировать защиту правоотношений и юридическую помощь гражданам в цифровых форматах.
Так, созданная Федеральной нотариальной палатой и запущенная в работу еще десять лет назад Единая информационная система нотариата стала надежной базой для функционирования востребованных сегодня онлайн-услуг и сервисов. Этот тезис подтвердил замдиректора департамента развития сервисов и клиентского опыта Минцифры России Антон Радужан, отметив активный рост интереса граждан к электронному сервису записи к нотариусу через портал Госуслуг: «Мы с точки зрения портала Госуслуг всегда меряем эффективность и лояльность пользователей к услуге за счет оценки пользователя. Сейчас из 5 возможных баллов оценка услуги по записи на прием к нотариусу составляет 4,7. Это для нас считается очень высокой, уверенной оценкой. Не каждая услуга может похвастаться таким результатом».
Дистанционные и удаленные нотариальные действия, электронная телепортация документов, весь комплекс бесплатных публичных реестров и сервисов нотариата, которые очень помогают людям и бизнесу получать достоверную информацию, делают гражданский оборот прозрачным и законным — все это результат инициативной и ответственной работы нотариального сообщества, без каких-либо бюджетных средств.
«Все эти годы нотариат совершенствовался не только структурно, он совершенствовался и как правовая организация. На сегодняшний день это современный правовой институт, очень актуальный, хорошо структурированный, который решает огромное количество вопросов», — подчеркнула заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права ВГУЮ (РПА Минюста России) Марина Илюшина.
Нотариат за свой счет реализует социальные программы (включая обеспечение правовой помощью жителей труднодоступных и малонаселенных районов), обеспечивает содержание нотариальных архивов, оказание бесплатной юридической помощи (БЮП). «Нотариат — это единственный участник системы БЮП, который осуществляет деятельность и не получает возмещения средств из регионального либо федерального бюджета за оказание этой помощи», — отметил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных правовых актов Александр Терновцов.
Значительная часть средств нотариата направляется и на предоставление льгот различным категориям граждан. Так, только за прошлый год за свой счет нотариусы совершили льготных нотариальных действий, в том числе для участников СВО и членов их семей, на общую сумму более 3,5 млрд рублей, — привел данные Константин Корсик.
Большой вклад нотариата в обеспечение защиты прав и поддержку участников СВО, членов их семей, а также вынужденных переселенцев отметил и заместитель руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Тарас Федотов. Федеральной нотариальной палатой было своевременно принято решение о предоставлении льгот соответствующим категориям граждан. Более того, впоследствии перечень услуг при оказании возможной помощи таким гражданам был расширен, отметил спикер.
На протяжении всей новейшей истории нотариата традиционно пристальное внимание уделялось и теме регулирования тарифов на нотариальные действия. Исходя из принципов небюджетной модели нотариата, плата, которую взимает нотариус, должна, с одной стороны, гарантировать доступность нотариальных действий для всех категорий населения, с другой — обеспечить самофинансирование нотариата и его дальнейшее развитие. Именно этим двум задачам отвечает реформа системы взимания платы за нотариальные действия, вступившая в силу осенью прошлого года. На смену нотариальному тарифу и платы за услуги правового и технического характера пришел единый нотариальный тариф, состоящий из федеральной и региональной частей. Последняя, согласно новым правилам, рассчитывается с учетом социально-экономических показателей уровня жизни в конкретном регионе по формуле, утвержденной Министерством юстиции РФ.
При этом важно учитывать, что те деньги, которые нотариусы получают за свою работу, на сегодняшний день обеспечивают не только финансирование самих нотариальных контор, но и существование всей системы нотариата, позволяя решить те социальные задачи, которые ставит перед нотариатом государство, — отметила член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко.
Отдельно в рамках круглого стола был обозначен вопрос совершенствования и систематизации нормативно-правовой базы, регулирующей нотариальную деятельность. По мнению Минюста, целесообразным видится уменьшить объем подзаконного регулирования в сфере нотариата.
Вместе с тем, говоря о развитии нормативно-правовой базы, регулирующей нотариальную деятельность в РФ, участники дискуссии отметили позитивный пример поправок в части исполнения нотариусами требований «антиотмывочного» законодательства. В частности, инициативы, разработанные Росфинмониторингом с учетом экспертных заключений ФНП, привели к кардинальному сокращению случаев незаконного использования исполнительной надписи нотариуса. В свою очередь, представитель Генпрокуратуры РФ Андрей Баукин обратил внимание на необходимость внесения изменений в части исполнения требований «антиотмывочного» законодательства при удостоверении медиативных соглашений.
Процессы цифровизации также стали неотъемлемой частью и одной из ключевых характеристик нотариата в его новейшей истории, поэтому эта тема также активно обсуждалась в рамках круглого стола.
«Под цифровизацией нотариальных действий следует понимать удобство нотариального сервиса для клиентов, которое, с одной стороны, обеспечивает правовую определенность и надежность нотариального удостоверения, а с другой — стремится к максимальному уменьшению ненужных с точки зрения потребителей формальностей», — отметил профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права РУДН, член правления Московской городской нотариальной палаты Александр Бегичев.
Один из недавних позитивных результатов в этой части — запуск сервиса записи к нотариусу через портал Госуслуг. Сейчас к нему подключены практически все субъекты РФ, и, если в январе было зафиксировано 16 тысяч записей посредством этого сервиса, то сейчас эта цифра дошла до отметки в 29 тысяч записей, привел данные Антон Радужан.
Упомянута была и идея использования искусственного интеллекта в работе нотариуса. По мнению Александра Бегичева, особая ценность такого рода информационных технологий видится в делегировании им полномочий по решению менее квалифицированных, автоматизируемых и трудоемких задач. При этом «какими бы совершенными такие технологии ни были, они не могут заменить нотариуса, а именно — его базовые функции, в том числе проверку соответствия воли и волеизъявления человека», — подчеркнул Тарас Федотов.
Выстроенная в нотариате система самофинансирования неразрывно связана и с институтом имущественной ответственности нотариуса. Гарантии полного возмещения ущерба, причиненного по вине нотариуса, реализованы благодаря многоступенчатой системе страхования. Такие гарантии имеют особое значение, когда речь идет о сделках с ценным имуществом, прежде всего, с недвижимостью. «В результате страхования каждой сделки, которая совершается через нотариуса, у любой из сторон есть, помимо собственной юридической защищенности, ещё и определенная финансовая защищенность», — отметил в своем докладе декан Высшей школы правоведения ИГСУ Президентской академии Олег Зайцев. Таким образом, нотариальная форма там, где сделки заключаются с целью удовлетворения потребностей граждан, это вещь необходимая, подчеркнул эксперт.
О преимуществах нотариальной формы сделок и необходимости расширения сферы ее применения также говорила заведующая кафедрой гражданского права и процесса Института права и национальной безопасности РАНХиГС Ирина Емелькина. В частности, спикер напомнила о законопроекте, предусматривающем введение обязательного нотариального удостоверения договоров дарения недвижимого имущества между лицами, не являющимися близкими родственниками. По мнению Ирины Емелькиной, договор дарения недвижимости является высокорискованной сделкой. И многие риски, которые есть в таких сделках, могли бы быть устранены или, по крайней мере, максимально обеспечены от негативных последствий именно нотариусом при совершении нотариального удостоверения сделки.
В свою очередь, Александр Бегичев обратил внимание на проблему мошенничества в сфере оборота недвижимости, связанную с использованием электронных подписей и фальсификацией электронных договоров. «В этих условиях нотариальный акт также представляется безопасным и современным решением указанных проблем», — отметил эксперт.
Отдельное внимание в рамках круглого стола было посвящено вопросу квалификации членов нотариального сообщества — как самих нотариусов, так и их помощников. «Ни один правовой институт не имеет такой системы подготовки и переподготовки кадров, как создал нотариат», — отметила Марина Илюшина. Большое внимание нотариат уделяет и поэтапной подготовке ВРИО. «Помощники нотариуса глубоко знают законодательство о нотариате», — отметил заместитель председателя Комиссии ФНП по методической работе Антон Макаров. При этом особую роль институт ВРИО приобретает в рамках работы в отдаленных местностях, где выезд нотариуса может занять до нескольких рабочих дней, а своевременное получение квалифицированной юридической помощи является критически важным для человека.
Дискуссию вызвал вопрос о возрастных ограничениях в работе нотариуса. На сегодняшний день, по закону, предельный возраст нотариуса — 75 лет. По мнению адвоката Александра Самусика, этот ценз целесообразно снизить до 65 лет. В свою очередь, представители нотариата не согласились с таким предложением и отметили, что старшие коллеги, обладающие большим опытом и стажем, помогают молодому поколению профессионалов в принятии правильных и верных решений.
В завершении мероприятия член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Николай Владимиров, подытожив выступления участников, отметил значимость дискуссии и прозвучавшие в ходе нее экспертные позиции. «Мы обобщим информацию и дополнительно рассмотрим ее в нашем Комитете, будем и в дальнейшем собираться на площадке Совета Федерации для обсуждения детальных системных изменений действующего законодательства», — заявил Николай Владимиров.